воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Подол (Киев); Андреевский спуск

Продолжаю свой рассказ, предыдущая,часть - Годовщина майдана. Я остановился на том, как я шёл по заброшенному Рыбальскому вантовому мосту. Потом я развернулся и направился в сторону Подола и Андреевского спуска.


Параллельно друг другу проходят две древние улицы - Верхний Вал и Нижний Вал, между ними тянется небольшой парк, несколько дальше находится станция метро "Контрактовая площадь".  Хочу обратить внимание на названия, под словом "вал" понимается укрепление, которое защищало город от возможных захватчиков. Для лучшего понимания окунемся в историю. Почему именно на этом месте возник Киев? Как говорит официальная историческая наука, для появления города  в том или ином месте, во времена Руси, были необходимы несколько условий.

Первое - наличие естественных, природных укреплений,  район Подола отличается своей холмистостью, где на высоких холмах, дополнительно укрепившись, создав валы, можно было длительно держать оборону против превосходящих сил, как правило, кочевых племён. Второе условие - наличие воды, Днепр даже в XVII веке оставался чистой рекой, из которой, не боясь отравиться, пили воду и ловили рыбу. Третье - торговые пути. Киев появился на пересечении нескольких торговых путей, самое известное из которых "из варяг в греки". Ведь автобанов и  магистралей не было, а были дремучие леса, лучшими дорогами того времени были реки, а несколько выше Киева в него впадает самый длинный приток - река Десна. Название "Контрактовая площадь" тоже имеет древнюю историю. Контракт - торговый договор, тут долгое время находился самый большой рынок в Киеве. Но вернемся к прогулке.

Сейчас на Верхнем Вале есть интересное кубинское кафе, клуб "звездный носорог".


Магазин "Етнодім". Тут можно приобрести вышиванки, кстати, за последний год гораздо больше людей выбирают для себя такую одежду, не смотря на её, достаточно высокую стоимость (раньше они стоили от 500 грн).


Нельзя на Верхнем Вале не заметить керамическую мастерскую "Писанчі". Прямо на улице, напротив магазина стоят симпатичные диван и лавочка.




Прохожу мимо улицы Почайнинской. Раньше в Киеве была речка Почайна, воспоминание про которую сохранилось в названии улицы.

Я уже несколько раз был на Андреевском, но тут настолько запутанные улицы, что я теряюсь и временами не понимаю куда идти, немного помогают указатели.


На улице Хорива моё внимание привлекает "Притисько-Микільска церква", построена за 12 лет с 1695 по 1707. Обычная картина, под знаком "остановка и стоянка запрещена" куча машин, что и пешеходу тяжело пройти. Другое название - Храм святого Николая (Притиска), сейчас в ведении Киевского патриархата.



Просто иду на юг, уже окончательно запутавшись в пересечении извилистых улиц. Замечаю трактир с необычным названием - "Мясоедов", а рядом наглядный план Киева 1914 года. Само-собой, я остановился изучить.


Интересно, что в плане на месте нынешней "Европейской площади" находится "Царская площадь". А недалеко от нынешней метро "Лыбедской", улица За-городная. Как изменился Киев за последние 100 лет!


Продолжаю гулять по Подолу. Название Подол получил от того, что находился на пониженной части города, под холмами, в Чернигове, например, тоже есть свой Подол. Какое-то симпатичное древнее строение.

Недалеко от начала Андреевского спуска я прошёл рядом с церковью Успения Богородицы Пирогощи. Эта церковь имеет характерные черты зодчества времен Киевской Руси, к сожалению, она отстроена после  разрушения. Окончание строительства - 1135 год,  уничтожена в 1934 (по другим источникам в 1935), взорвана при советской власти, остался только 4-х метровый фундамент, отстроена в 1998 году в предположительно первоначальном виде.


Сравните с Борисоглебским Собором в Чернигове, насколько они похожи! Последняя фотография не моя.


Рядом с церковью Успения Богородицы Пирогощи есть табличка, меня тут задело, что  церковь "відображала найбільш демократичний напрямок в архітектурі Київської Русі", вот какое отношение "власть народа" имеет к строительству? Последних 20-х лет в Украине слово "демократия" употребляют как синоним хорошего.


Участок древней улицы Боричев Ток, какие-то непонятные надписи, граффити, евроокна и жуткого вида здание.


Наконец-то дошёл до Андреевского спуска. Андреевская церковь всё также гордо высится вдали.


Транзитный проезд по Андреевскому спуску закрыт, даже знак есть - "движение легковых автомобилей запрещено", но машин тут хватает. Резко уходящий подъем вверх - это и есть Андреевский спуск. Если Вы идете  со стороны Контрактовой площади, то будете постоянно подниматься, если со стороны Золотых ворот, то спускаться.


В начале Андреевского, по адресу 2г можно заказать экскурсию.




Тут же хотят построить выставочный зал Национальной портретной галереи "Украинцы в мире".


Определить начало Андреевского спуска можно по большой картине на доме.


Людей на Андреевском не очень много, пятница утро. Андреевский спуск выложен брусчаткой. По всей улице продаются разнообразные сувениры.


На Андреевском расположено несколько театров, один из них - академический театр "Колесо", зашёл, узнал примерные цены. Представления почти каждый день, вечером, средняя стоимость одного билета 100 гривен или около 6 долларов. Вот ухоженное здание театра.


Поднимаюсь дальше по Андреевскому, рисунки с надписями "Слава Україні, героям Слава!"; "Freedom"; "Луганск".


Крутой подъем продолжается, где-то на средине Андреевского находится дом музей Михаила Булгакова (здание слева).


Прямо на Андреевском продаётся внушительных размеров особняк, предполагаю, что не каждый депутат "заработает" себе на такое жилье.


Вход в музей Михаила Булгакова, пару лет назад, полный входной билет (без льгот) стоил 40 гривен, сейчас это 2.5 доллара. В этом доме Михаил Булгаков написал "Дни Турбиных". На доме сохранилась табличка, сообщающая о том, что раньше спуск назывался не Андреевским, а Алексеевским.



Рядом с музеем есть памятник Михаилу Булгакову, странная надпись под памятником. В украинском языке нет имени Михаїл, а есть Михайло...


За домом-музеем справа и слева к Андреевскому спуску близко подходят холмы, направо можно подняться на Замковую гору по ступенькам, а  слева по тропинкам. Замковая гора есть не только в Киеве, а и во Львове и Любече. Ступеньки на Замковую гору.


Закончу рассказ про Подол и Андреевский спуск уже на следующей неделе.  

5 комментариев:

  1. Диванчик понравился возле керамической мастерской ) Он, видимо, из керамики и сделан? Как символ бренда? Удивительно, как много интересных вещей сосредоточено на небольшой территории Андреевского спуска! Помню, что мы давным давно были в Киеве, и это место проходили сверху вниз. Я тогда еще говорила, что подниматься по Андреевскому спуску намного интересней: идешь медленнее, потому что он достаточно крутой, и за это время успеваешь разглядеть больше деталей.
    PS И почему-то не открывается ссылочка на предыдущую часть рассказа...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ссылку исправил. Наверное Роман ошибся.

      Удалить
    2. Да, керамический) Скорее для привлечения прохожих. Я помню с мамой поднимался, а у неё лишний вес и она с передышками только половину осилила (до музея Булгакова).

      Удалить
  2. А что сделали с речкой Почайной (или как там она правильно называется?)? Заковали в трубы - и под землю? Или сама иссякла по мере погребания родников под городскими постройками? Или - как у нас в Воронеже Песчановку, в народе Дивинилку (по веществу, некогда сливаемому в неё заводом синтетического каучука) - просто засыпали песком и теперь получают регулярные подтопления?
    У нас, кстати, была речь о том, что надо оборудовать набережные на таких небольших речка. Впрочем, они и на водохранилище-то никак не оборудуют... Решил как-то объехать пробку по улице, которая носит гордое название Набережная Авиастроителей. Вскоре мне стало понятно, почему именно Авиастроителей - на нелетающем транспортном средстве пробраться там крайне сложно. Колеяки, песок и горы мусора. Да спасибо, "Семёрочка" не подвела. Даже больше 3000 по тахометру выжимать не пришлось. Выбрались, не завязли.
    Мораль: набережные надо обустраивать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Считается, что Почайна исчезла после того, как был прорыт канал и Днепр поглотил её (около 300-х лет назад). Заковали в трубы и под землю - львовский вариант, там так поступили с Полтвой. Интересная история. В Чернигове помимо Десны есть ещё и Стрижень и Белоус, "набережные" в частном секторе тоже в плачевном состоянии, когда-то повёл там девушку, после чего чуть не расстались) Привлекательный город Воронеж, родина "Сектора Газа", огромное водохранилище, центр судостроения при Петре, может когда-то и к Вам доберусь.

      Удалить